Частное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка — Детский сад № 187 «Главные люди»

+7 (989) 292 45 55

Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду

Поделиться:

Если есть время подготовиться к посещению сада заранее…

Тема подготовки ребенка к посещению детского коллектива – наиболее обсуждаемая в средствах массовой печати и литературы для родителей, поскольку сам процесс адаптации оказывает влияние не только на ребенка, но и на взрослых, на весь семейный уклад жизни. Наивно было бы полагать, что привыкать к новой жизни придется только ребенку. Взрослым также придется многому учиться вместе с ним: возможно, привыкать к новому режиму, выстраивать отношения с педагогами, реагировать на желания и нежелания своего малыша, в общем, это определенный этап развития ваших взаимоотношений, своеобразная проверка родителей на доверие и понимание ситуации. В литературе есть понятие готовности к посещению детского сада. Оно включает в себя изучение предыдущего опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром и опыта его самостоятельных умений. Так, например, считается, что адаптация ребенка будет мягче, а, следовательно, ребенок готов к посещению детского сада, если у него сформированы следующие навыки:

  • Самостоятельно умеет держать ложку
  • Просится на горшок
  • Может с помощью взрослого одеваться, раздеваться
  • Имеет опыт общения без мамы, периодически мог оставаться с кем-то на некоторое время, совершал поездки в гости
  • Имел опыт общения с детьми

Адаптация может проходить сложнее, если:

  • Ребенок окружен гиперопекой взрослых
  • Имеет или имел при рождении неврологический диагноз, родовые травмы
  • Часто болеет, имеет ослабленный иммунитет
  • Имеет очень ограниченный опыт общения с другими людьми
  • Кто-то из родителей против посещения детского сада и сам к этому не готов

Хорошо, когда у вас есть возможность подготовиться к посещению детского коллектива. Информация выше уже указывает, к чему вам нужно стремиться, куда двигаться, формируя необходимые навыки. За 1-2 месяца постепенно постарайтесь приблизить свой режим к режиму детского сада (подъем, сон, еда). Если получается не четко, ничего страшного. Учитесь самостоятельно мыть ручки, пользоваться горшком, кушать ложкой, одеваться, раздеваться, вообще, всему тому, что обеспечит вашему ребенку ситуацию успеха. Таким образом, вы формируете «банк достижений», на который ребенок сможет опереться в трудную минуту и заслужит справедливое одобрение и похвалу воспитателя, получит возможность избежать дополнительного стресса в бытовых вопросах. Если речь идет о ребенке постарше, то в этот «банк» можно накапливать более сложные достижения: умение рисовать, лепить, убирать за собой игрушки, застегивать пуговицы и т.п. Помните, чем больше у ребенка личных умений, тем он более успешен в коллективе, а значит, его адаптация пройдет быстрее.

Обычно при поступлении ребенка в детский сад ему необходимо пройти медицинский осмотр разными специалистами. Не нужно пренебрегать этим, даже, если вы идете в частное учреждение. Вспомните, как протекала беременность и сам процесс появления ребенка на свет. Были ли какие-то отклонения, сложности? Наличие проблем в этот период (осложненная беременность, трудные роды, кесарево сечение и т.п.), как и в первый год жизни малыша (операции, травмы, частые заболевания), должно вас не пугать, а мобилизовать, стимулировать к более тщательной подготовке. Такие дети перед поступлением в детский коллектив обязательно дополнительно должны быть осмотрены квалифицированным неврологом или психоневрологом. Если доктор порекомендует какую-то поддержку для организма ребенка на время адаптации, прислушайтесь к нему. Это необходимо, поскольку даже самый легкий стресс, который испытывает любой ребенок во время адаптации, в первую очередь оказывает влияние на иммунную систему ребенка. Дети болеют во время адаптации, становятся восприимчивы к любой инфекции в основном только потому, что страдает их нервная система. А если вдобавок ко всему есть еще и описанные выше проблемы, то уязвимость нервной системы ребенка может значительно возрастать, а иммунитет ослабляться. К сожалению, многие родители не видят этой закономерности, часто боятся назначений врача. А если ребенок заболел, надолго оставляют его лечиться дома, а потом, боясь новых болячек, начинают теплее одевать, кутать, больше опекать ребенка, становятся тревожнее сами, тем самым, формируя страхи и еще большую неуверенность малыша перед детским садом.

В таком случае вы действительно поможете ребенку, если с одной стороны учтете рекомендации медиков, а с другой – начнете постепенно закалять ребенка, если вы раньше этого не делали. Здесь, конечно же, не может идти речь о специальных программах по закаливанию, которые в адаптационный период начинать совсем неуместно. Достаточно делать элементарные вещи: мыть ручки холодной, а не теплой водой, учиться полоскать род и горло, одеваться по погоде и т.п.

Добавим ко всему этому теперь один из самых важных компонентов успешной адаптации ребенка - это психологическая готовность самих его родителей к посещению им детского коллектива. Родители должны быть уверенны в том, что ребенку сад необходим, иначе ребенок почувствует сомнения взрослых, что осложнит адаптацию. Давно замечено, что легче всего привыкаю дети, которые не имеют альтернатив детскому саду. Родительский настрой напрямую зависит от прожитого собственного аналогичного опыта и сформированных внутренних убеждений по поводу посещения детского коллектива.

Для формирования эмоциональной готовности ребенка дополнительно вы можете использовать следующие рекомендации:

Покажите ему сад заранее, расскажите как можно доступнее, чем там занимаются дети, почему они там без мам, обратите внимание на тех ребят, кто беззаботно радуется, играет. Можно сделать фотографии, показать всем домашним и рассказать ребенку, почему вам бы хотелось, чтобы он посещал детский сад.
Категорично избегайте в присутствии ребенка разговоров о возможных трудностях или сомнениях по отношению к детскому саду, детях и воспитателях, всего, что может напугать или негативно отложиться в памяти ребенка.
Узнайте сами, потом расскажите ребенку о том, что и когда по времени происходит в саду: когда дети приходят, когда кушают, чем занимаются потом. Очень полезно организовать и проигрывать с ним ролевые игры-спектакли на тему «Детский сад», описывающие разные моменты, обязательно делая акценты на позитивных для ребенка деталях (например: после того, как куклы покушали, они интересно и весело играли игрушками, рисовали, гуляли на улице и т.п.).
Расскажите и научите (опять же лучше через игру) обращаться за помощью к взрослому и сообщать о своих потребностях. Как попроситься в туалет, как сказать, что холодно или хочется пить и другие важные моменты. При этом нужно отметить, что деток в группе много, поэтому воспитатель не может выполнить сразу все просьбы, возможно, что в некоторых случаях нужно будет немного подождать.
По возможности научите ребенка элементарным для его возраста социальным умениям: знакомиться с другими детьми, называть свое имя, фамилию, просить поиграть игрушкой, а не отнимать ее, предлагать свою помощь.
Говорите всем знакомым, что вам и вашему ребенку очень повезло в том, что он уже записан и скоро пойдёт в детский сад, пусть он почувствует гордость за это предстоящее событие.
Помните, что адаптация к детскому коллективу в среднем может занять около 3-6 месяцев, учитывайте это при планировании событий в жизни семьи.
А если в сад завтра?
Если времени на подготовку уже осталось очень мало, а может быть, и совсем нет, то лучше учесть следующие рекомендации:

Все же еще раз задуматься о возможности найти хоть немного времени для адаптации: кому-то из родителей взять отпуск, больничный, все, что угодно, лишь бы отсрочить резкую смену привычек ребенка. Возможно, подойдет вариант, когда вы временно воспользуетесь помощью близких, бабушек, няни, кто первое время будет пораньше забирать и находиться с ним. Это позволит плавно привыкнуть к новому образу жизни.
Не осложняйте адаптацию введением других новшеств в жизни ребенка. Вы должны понимать, что сейчас не время радикально заниматься его перевоспитанием. Мама, которая именно в этот момент решает отучить малыша от соски во время сна, лишает его, возможно, единственного способа успокоиться, набраться сил и восстановиться. Если утренний подъем ребенка был позднее положенного, передвигайте его плавно, а первое время приходите чуть позже, например, к прогулке.
Прививки и другие медицинские процедуры по возможности лучше отложить до лучших времен.
Дома объясните ребенку, что он идет в детский сад и будет там какое-то время без вас. Обязательно скажите, где вы будете в это время, лучше, если у вас будет какая-нибудь миссия (нужно быть на работе, сходить в магазин за продуктами или кому-то помогать, заботиться о больном и т.п.). Так же нужно рассказать малышу, кто и когда сможет его забрать. Здесь нужно учитывать два момента. Во-первых, нужно иметь в виду, что у маленьких детей временные представления находятся в стадии формирования. Ему будет намного понятней, если вы скажете, что заберете его после того, как он погуляет и покушает, нежели просто сообщите, что заберете после обеда, или в 12 часов. Во-вторых, лучше плавно дозировать время пребывания, увеличивать его плавно с интервалом в 3-4 дня. Например, сначала вы вместе приходите на прогулку (1-2 дня), затем оставляете ребенка только на прогулку (3 дня). После выходных пробуете прийти на завтрак, вместе завтракаете, затем уходите, оставляя его до обеда или на обед (1-2 дня), потом приводите и оставляете самого до обеденного сна до конца недели. С нового понедельника можно попробовать оставить его на обеденный сон, но забрать сразу после него, и потом первое время забирать стараться пораньше. Конечно, это приблизительная схема, которая может быть при необходимости увеличена во времени.
Опишите, чем ребенок будет заниматься в саду. Предложите ему взять с собой то, что будет напоминать ему о доме: книжку, мягкую игрушку, платочек, альбом. Можно с разрешения воспитателей принести и оставить на время кого-то из домашних животных: попугайчиков, декоративных мышат, черепах, рыбок и т.п. Многие дети любят приносить недорогие игрушки или угощения для друзей (то, что можно есть всем детям: соломку, бублики, печенье и т.п.)
Дома можно читать адаптационные сказки (см. приложения) и играть в ролевые игры. Сказкотерапия - целое направление в психологии, использующее сказку как основной инструмент для оказания помощи. Специально придуманные истории прямо или косвенно отражают жизнь ребенка, а на примере героев ребенок получает своеобразную поддержку, помогающую ему пережить сложную ситуацию, а зачастую подсказывают ему возможные выходы из нее. Пусть история прозвучит в разных жанрах: просто чтение, затем как театральная постановка в вашем исполнении, разыгрывание по ролям с участием ребенка. Придумывайте вместе с ним новые истории, в сюжете которых будет отражаться значимая ситуация, которую можно обсудить не прямо, а при помощи диалога главных героев.
Обратитесь к воспитателю и уточните, сколько новых детей придет завтра вместе с вами, желательно, чтобы новых деток было как можно меньше.
Помните, что если ребенок заболевает или вы по каким-то другим причинам пропускаете посещения, это растягивает процесс адаптации во времени, а то и вовсе ребенку приходиться проходить его заново.
Во время адаптации дома после сада постарайтесь не перегружать ребенка информацией, больше времени проводить вместе с ним в спокойной семейной атмосфере, подберите понятные ему слова поддержки: «Я знаю, что тебе бывает грустно и страшно без меня, так бывает сначала, а потом, когда ты привыкнешь, тебе будет интересно. Я тебя люблю, у тебя все получается».
Если через месяц ваш ребенок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых забыли. Обратите внимание на свое внутреннее состояние – это, как уже говорилось выше, важный фактор, формирующий настрой ребенка. Ваше волнение – нормальное состояние, главное, чтобы внутри была уверенность в своих действиях, вера в то, что вы вместе с ребенком все преодолеете, что ваша любовь поможет это сделать.

Официальный сайт Детского Cада №187 «Главные Люди» www.ds187.ru соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 29.05.2014 год «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» №758.